«Каждый художник на самом деле за всю свою жизнь пишет только одну картину», — говорит Иржи Матей
Опубликовано: 25.10.2023
Lidovky.cz: В какие сроки создаются ваши картины? Если вы спросите, как долго я пишу ту или иную картину, я, наверное, не смогу ответить очень точно, потому что никогда ее не измерял и не думал об этом. Например, когда я писал картины для выставки в «Квалитарже», я работал по тому же сценарию, что и раньше. Это значит, что я находился в студии с утра до вечера каждый следующий день, без перерыва в течение недель или даже месяцев. Но сегодня я не могу – а, возможно, даже не хочу – дать количественную оценку во времени.Lidovky.cz: Вы когда-нибудь возвращаетесь к незавершенным работам? Я стараюсь доводить незавершенные работы до конца и не откладывать их до следующего раза – человеческая жизнь для этого слишком коротка. По моему мнению – и я стараюсь это делать – «лучше меньше, да лучше», и для моей концепции искусства интереснее и даже важнее оставить артефакт формально «открытым», даже если он отклоняется от первоначального замысла или идеи. чем «затянуть и заглушить». Я никоим образом не возвращаюсь к собственным образам из прошлого. То, что для меня жизненно важно, всегда впереди.
Иржи Матейу
Иржи Матей (*1960 Штернберк) появился на чешской художественной сцене в девяностые годы, будучи выпускником Академии изящных искусств в Праге. При этом он на протяжении многих лет изучает психологию, буддизм, философию и другие науки, что считает совершенно естественным для художника-визуалиста. В 2004 году он получил годовую стипендию престижного Фонда Поллока-Краснера в Нью-Йорке. Работы Иржи Матея были представлены на многих коллективных и индивидуальных выставках, например, на персональной выставке в галерее Атриум («Иллюзии случая», 2019), в Летнем дворце королевы Анны («Невидимое присутствие», 2018), в галерее Хаух («Утопия», 2015), в Столичной городской галерее Праги (Между мной и тобой в Старой ратуше, 2011).
Художник Иржи Матей.
Lidovky.cz: Насколько важна для вас преемственность в вашей работе? Я лично убежден, что преемственность в искусстве, а также в человеческом или природном сообществе абсолютно необходима и неизбежна, если все должно иметь смысл и содержание. но и ваше измеренное время в будущем. Однако непрерывность — это не просто параллель прямой линии и причинности, поскольку реальность, о которой мы все почти ничего не знаем, бесконечна и двусмысленна в своих контекстах, и ее горизонт невозможно увидеть. Геометрия и причинность — всего лишь метафоры человеческого представления о мире. Но признаю, метафоры замечательные.
Lidovky.cz: Вы когда-нибудь создавали произведение, которое диаметрально отличалось от вашего творчества в том виде, в каком мы его знаем? Каждый раз, по внутреннему побуждению и для удовольствия, я экспериментировал в искусстве, на расстоянии это становилось Понятно, что даже необычные формы картины или другого артефакта формально диаметрально различны, но по содержанию сообщают или говорят об одном и том же, хотя и на разном языке. Я просто повторяю то, что мы все знаем и то, что я говорил много раз раньше: «Каждый художник на самом деле за всю свою жизнь пишет только одну картину».
Lidovky.cz: Почему Вас заинтересовало понятие совпадения (Чешская синхронность - совпадение двух событий, связанных смыслом, а не причинно, обратите внимание красным.)? А можете ли вы это проиллюстрировать личным опытом?Я бы хотела сказать, что я на самом деле живу совпадением и что это действительно жизненное партнерство. Название выставки было выбрано не случайно и не в маркетинговых целях, оно проясняет контекст, из которого вырастают мои работы. Я понял это также на основе того, что показал К. Г. Юнг относительно совпадения и синхронности, а также Вольфганга Паули и других, и что в течение долгого времени - сначала благодаря наследию Просвещения - это считалось чем-то недостойным разумного человека, век разума и истинной реальности знания.
Каков мой личный опыт синхронности? Могу лишь проиллюстрировать это очень просто и сокращенно неожиданными образами события из прошлого, хранящегося в самом низу памяти (его переживает почти каждый, но, видимо, не обращает на него внимания или не воспринимает). Со мной, например, случилось так, что серьезное событие из прошлого причинно не вмешалось в ход моей жизни тогда, а лишь спустя долгие годы в будущем, когда я вдруг вспомнил о нем и затем снова живо пережил его. во сне.
Только в нынешнем виде оно начало действовать вполне причинно, но совсем в другой истории и действительно вошло в настоящее время, когда я уже морально созрел, чтобы столкнуться с его последствиями и смог их повернуть, несмотря на причинно-следственную связь, в положительном направлении. Другим примером может быть моя абстрактная картина с горизонтом, которая отсылала к вечернему пейзажу моего детства и явилась мне во сне. Благодаря продаже этой картины я впервые смог поехать на Крит, чтобы – с очень ясным ощущением, что я уже бывал в этом месте раньше – увидеть свою картину средь бела дня на морском горизонте. И вдруг я понял, что компоновать все те синие цвета, которые мне так нравятся в картинах, я научился не в Академии в Праге в девяностые годы, а прямо здесь и очень давно. Я предпочел никому об этом не рассказывать.